Личные защитники

Мы уже дали некоторое общее представление об амулетах и возникновении их культа. Затронем более интимную сторону священных предметов. Общим чукотским названием амулетов — личных защитников — является «сторож» или «защитник». Их функции заключаются в оказании помощи людям, которым они принадлежат. Они называются также «пособниками» (vьjolьt), «помощниками» (vinretьlьt) или «помогающими товарищами» (vinrettumgьt). Носят их большей частью на теле. Их помощь и покровительство особенно нужны во время путешествий в незнакомых местностях. Поэтому их называют «употребляемыми в путешествиях» или «товарищами в путешествиях». Форма их у чукчей и коряков одинакова.

У каждого человека есть один или несколько «защитников». Их носят на шее или привязывают к поясу. Из амулетов животного происхождения преимущество отдается горностаю, благодаря его проворству, ловкости и быстроте. Употребляют также и маленькие шкурки, черепа, клювы и перья птиц. Чукчи верят, что эти охранители в случае нужды превращаются в соответствующих животных и оказывают требуемую помощь. Во многих сказках рассказывается о том, как в случае необходимости амулеты превращаются в то животное или птицу, частью которого они являются. В действительной жизни такое превращение может быть произведено символически, посредством колдовства.

Грубые деревянные человекоподобные изображения («деревянные духи»), которые представляют собой «защитников», обычно носятся на ожерелье в маленьком кожаном мешочке. Их привязывают к вороту или к спинке одежды новорожденного ребенка.

Деревянная фигура, представляющая защитника новорожденного

Деревянная фигура, представляющая защитника новорожденного

Фигуры, по форме похожие на развилистый сучок, вырезают из кожи и прикрепляют к различным частям одежды, к ручке ножа, к стенам или потолку спального помещения, к спальному мешку и т. д. Они называются kipur или keprolhьn. Вышитые бисером, они являются заметным украшением.

Кожаная фигура с бисером, представляющая защитника

Кожаная фигура с бисером, представляющая защитника

Иногда такие изображения бывают нарисованы или вышиты на стенах спального помещения, нарисованы на обеих сторонах лодки, у носа ее, или наколоты концом тонкой иглы у людей на щеках, лбу или руках. В одной землянке селения Нунлигрен я видел изображения двух человеческих лиц, грубо нацарапанные на конце полоски китового уса недалеко от входа. Владелец дома назвал их тоже «защитниками» и, показывая мне свое жилище, в виде жертвоприношения поднес им сало и табак. Аналогичные изображения лиц имеются также в зимних жилищах у оседлых коряков на верхней части входного бревна.

На лицах или руках больного для того, чтобы дать ему нового «защитника», татуируются фигуры, подобные изображениям на рисунке:

Татуированное изображение защитника

Татуированное изображение защитника

Такая татуировка делается часто при нервных заболеваниях. При других болезнях покрывают татуировкой также больные органы. К помощи татуировки также прибегают и убийцы. Они накалывают подобные значки на своих плечах, изображая душу убитого человека (прим. Представления о душе у чукчей) и стараясь превратить возможного врага в своего «помощника» или даже сделать его частью своего собственного существа. Также похожие рисунки делают на кончиках стрел и копий туземцы, живущие на мысе Дежнева.

Многие мужчины у приморских чукчей и азиатских эскимосов накалывают на щеках маленькие круглые знаки. По их объяснениям, знаки эти дают защиту против нападения kelet. На деле, однако, они замещают костяные или каменные щечные втулки, которые ныне вышли из употребления. Такой же обычай существует и среди алеутов. У женщин на Андреяновых островах имеется на щеках татуировка в виде двойных кружков, наколотых черным.

Некоторые из человекоподобных изображений считаются сверхъестественными мужьями или женами своих владельцев. При исполнении обрядов они называются «обрядовый муж» или «обрядовая жена». Их помещают на полу в стоячем положении. Владелец выходит вперед и исполняет пляску перед своей женой, которая считается также участвующей в пляске.

Фигуры таких супругов считаются дающими быструю помощь в болезнях и несчастьях, они пригодны для гаданий, в особенности в руках у людей, искусных в магии, также у шаманов. Шаманка в районе реки Колымы показала мне камень странной формы с двумя выступами на концах, похожими на развилки «деревянного духа». Камень этот был обвязан шнурком и употреблялся для гадания. Женщина называла его своим мужем и утверждала, что почти все ее дети зачаты от этого камня. «Защитники» порой вырезаются из дерева с большей точностью, чем обычные грубые развилки.

Фигурки амулетов-защитников

Фигурки амулетов-защитников

К фигуре «b» привязано изображение собаки Мы видим у чукчей множество фигур такого же характера на связках семейных святынь.

Среди изображений животных мы видим моржа, полярного медведя, волка и ворона, очень часто собаку. Предполагается, что фигура собаки защищает от злых духов. По представлениям чукчей, эти фигуры в случае надобности не только приобретают жизнь, но и сильно вырастают в размерах. Женщина, у которой были две фигурки бурых медведей, рассказывала мне, что обычно эти фигурки лежат в ее рабочем мешке, но всякий раз, как ей казалось, что ей угрожает опасность от злых духов (например, в случае появления заразной болезни по соседству), она вынимает медведей из мешка и ставит их на землю снаружи по сторонам входа. Они охраняют вход, как это описано в различных чукотских сказках или нарисовано на особых карандашных рисунках.

На рисунке «а» ниже изображена застежка из кости с собачьими головками на обоих концах. К ней привязана бусинка на особом ремешке. Этот амулет был прикреплен сзади к кожаному поясу.

Амулеты на поясе и отряхалке

Амулеты на поясе и отряхалке

Пояс — обычное место для ношения амулетов. Горностаевая шкурка часто прикрепляется к поясу, а также к шейной ладанке. На рисунке «b» изображен подобный же амулет, который носят на поясе. Он сделан из дерева и представляет собой лодку с веслом. Форма подобных амулетов очень похожа на деревянные втулки у эскимосов.

На ручках особых отряхалок для выбивания снега из меховой одежды часто бывают вырезаны человеческие лица или головы животных — рисунок «c». Предполагается, что они оказывают покровительство своим владельцам. Отряхалки с подобными изображениями называются «имеющие лица»; они особенно необходимы человеку, живущему в тундре одиноко как, например, пастуху или охотнику.

На следующем рисунке изображен «защитник», имеющий форму собаки с человеческим лицом. На нем одежда из меха. Такая комбинация фигуры животного и человеческого лица часто встречается у американских эскимосов.

Дух-защитник в виде собаки-человека

Дух-защитник в виде собаки-человека

По материалам «Чукчи и религия» (авторизованный перевод с английского), Богораз В.Г., 1939 г.

Другие публикации раздела: