Чукотский бубен

Наиболее необходимыми предметами в хозяйстве, связанными с очагом и стадом, являются деревянный прибор для добывания огня, связки семейных охранителей и семейные бубны. Бубны оленных и приморских чукчей такой же формы и размера, как у азиатских эскимосов. Форма чукотского бубна резко отличается от бубнов более южного типа, распространенного в северо-восточной Азии у якутов, тунгусов, коряков, камчадалов и юкагиров.

Южный бубен — большой, несколько овальный, ручку его образуют четыре перетяжки, расходящиеся в виде радиусов и прикрепленные к внутренней стороне обода. Другие концы их сходятся в середине, где они прикреплены к железному кольцу или кресту, не имеющему никакой другой поддержки. Взятый в руку бубен свободно свешивается, и его можно раскачивать по желанию и менять его положение. Колотушка для бубна делается из дерева и покрывается шкурой или выделанной кожей.

Чукотский бубен подобен бубну американских эскимосов. Он имеет деревянную рукоятку, прикрепленную к деревянному же ободу сухожилиями. В поперечине обода 40-50 см, ширина самого обода 4 см. Форма близка к кругу. Покрышка бубна обычно делается из очень тонкой сухой кожи моржового желудка. У оленных чукчей для бубна часто употребляется выделанная шкуру молодого оленьего теленка, но считается менее пригодной. Чтобы прикрепить шкуру к ободу, ее мочат в воде или моче и затем натягивают на обод, плотно прикручивая шнуром, сплетенным из сухожилий, к круговой борозде, проходящей по наружной поверхности обода. Концы этого шнура привязывают к рукоятке. Такой бубен очень легок. Некоторые бубны весят не более 250 г, большинство — от 450 до 700 г.

Рукоятка бубна и колотушка

Рукоятка бубна и колотушка

Колотушки от бубна разнятся в зависимости от того, с какой целью бубен употребляется в том или ином случае. Иногда это узкие, легкие полоски из китового уса, длиной 30-40 см, иногда же это деревянная палочка (см. рисунок вверху), длиной 60-70 см, часто украшенная меховыми кисточками. Первый вид колотушки употребляется во время шаманства, совершаемого внутри спального полога; второй же вид — главным образом при исполнении различных обрядов в наружной половине шатра.

При употреблении колотушки из китового уса бубен держат в левой руке и ударяют в него так, что середина колотушки попадает в край бубна или на пальцы держащей руки. Кончик колотушки таким образом слегка вибрирует, ударяя в покрышку бубна. При употреблении деревянной колотушки бубен держат горизонтально, покрышкой наверх. Колотушка берется в руку за середину, и бьют в бубен из под обода, сначала с одной, потом с другой стороны.

Чукчи-оленеводы сохраняют бубен покрытым в течении лишь того времени, пока они стоят на зимовье. Зимой бубен обычно сохраняется за спальным пологом или же подвешивается к потолку шатра, готовый у употреблению. Когда семья уходит с зимовья, покрышка с бубна снимается, складывается и привязывается к ободу возле рукоятки. Затем бубен кладется в семейный мешок. Вымочить и вновь привязать покрышку бубна не составляет труда, так что ее натягивают вновь всякий раз, когда потребуется бубен.

В течение всего сезона праздников бубен сохраняется в наружном помещении шатра, который к употреблению. На празднике он помещается возле огнивной доски, так как он тоже играет значительную роль в проведении обряда. У колымских чукчей бубен считается менее важным, чем огнивные доски и связки охранителей. Наоборот, в районе Анадыря бубен называют «голосом очага», и приобрести его от чукчей гораздо труднее, чем огнивную доску. В районе Колымы и Анадыря бубны, не принадлежащие данной семье, могут быть внесены только в наружное помещение шатра. Иногда во время больших праздников в одном шатре бьют одновременно больше десяти бубнов.

По материалам «Чукчи и религия» (авторизованный перевод с английского), Богораз В.Г., 1939 г.

Другие публикации раздела: