Маски и куклы у чукчей

Мне неизвестно употребление масок на праздниках чукчей и азиатских эскимосов. У приморских чукчей я, правда, нашел пару масок, сделанных из оленьей шкуры. Они называют их «волосяными лицами». У коряков деревянные маски, употребляемые на некоторых праздниках, называются «деревянными лицами».

«Волосяные лица» чукчей, однако, совершенно не связаны с праздниками, по крайней мере в настоящее время. по объяснению владельцев, маски употребляются матерями, чтобы напугать детей и заставить их слушаться. Мать надевает маску и делает вид, что она кель, пришедший за непослушным ребенком. Я присутствовал однажды при том, как женщина пробовала успокоить таким образом плачущего ребенка. Она изображала злого духа, завывала и делала страшные гримасы, но маску она не надевала при этом.

Маска из оленьей шкуры

Маска из оленьей шкуры

Куклы

Некоторые куклы, которыми играют девочки, употребляются также как амулеты, дающие в будущем плодовитость своим владельцам. Они всегда тщательно зашиты и починены. Новобрачная приносит такую куклу в свой новый дом и сохраняет ее в мешке. Затем она отдает эту куклу своей старшей дочери. Когда рождаются младшие дочери, из этой куклы вынимается маленький комок набитой в нее шерсти и вкладывается в новую куклу, которая таким образом получает все свойства первой. Такие куклы обычно делаются в виде новорожденных детей. Каждое поколение произносит над ними заклинания; поэтому считается, что сила их постоянно возрастает.

Отличительной чертой охранителей этого рода является то, что они передаются по наследству по женской линии, а потому переходят из одной семьи в другую. Чукотские женщины очень высоко ценят таких кукол. Однажды в районе Колымы, остановившись ночью в одной юрте, я купил у хозяйки ее наследственную куклу. На другой день, когда мы уже уехали, она вдруг переменила свое решение и поехала догонять нас, чтобы взять обратно свою куклу. Она нашла нас на стойбище, находящемся в 20 км от ее села, и никакие убеждения и доводы не могли ее заставить не расторгать нашей сделки.

По материалам «Чукчи и религия» (авторизованный перевод с английского), Богораз В. Г., 1939 г.

Другие публикации раздела:

Добавить комментарий