Обряд помазания у приморских чукчей
Главным моментом свадебной церемонии у приморских чукчей является обряд помазания, но, в отличие от обряда у оленных чукчей, вместо крови они употребляют красную охру. Те семьи, которые имеют по несколько оленей на стойбище у друзей или родственников-оленеводов, совершают обряд помазания охрой во время осеннего праздника оленеводов. Иногда, если семья приморских чукчей имеет много оленей в стаде у своего приятеля-оленевода, этот оленевод по окончании праздника на своем стойбище подкочевывает со стадом к приморскому поселку на столько близко, насколько он сможет это сделать без вреда от нападения собак. Здесь он убивает необходимого для жертвоприношения молодого оленя и повторяет всю церемонию праздника со своими приморскими друзьями. Это делается для того, чтобы им досталась часть удачи в оленеводстве, которую уже получил владелец большого стада.
У приморских чукчей и у азиатских эскимосов помазание считается защитой от заразных болезней. Помазание делается не регулярно, а лишь в тех случаях, когда угрожает опасность. Обычно оно сопровождается «подбрасыванием на растянутой шкуре». После этой игры хозяин дома или шаман совершает помазание всех присутствующих. Для помазания употребляются различные знаки. В основном они ничем не отличаются от знаков помазания у оленных чукчей.
Как предохранительное средство от заразных болезней у оленных и приморских чукчей, азиатских эскимосов и даже жителей островов Большого и Малого Диомида и некоторой части американского побережья употребляется разрисовка лица графитом. Это делается также и для того, чтобы отогнать «духа страны» при переселении в новый район, а также в тех случаях, когда приезжает ночной гость, с целью отогнать духов, которые могли придти с ним.
Некоторые чукчи говорят, что охра произошла от духов-защитников, а графит — от кели. Так, в одной сказке говорится о том, как мальчик и девочка были разрисованы после далекой поездки, причем мальчик был разрисован охрой, а девочка — графитом. Мальчик остался жив, а девочка умерла.
Знаки, употребляемые приморскими чукчами, состоят из простых соединений полосок и пятен, совершенно сходных с знаками оленных чукчей. Образцы знаков, сделанных графитом на лицах азиатских эскимосов и жителей островов Большого и Малого Диомида, даны на картинке выше.
Ниже помещена картинка, на которой нарисовано деревянное изображение руки. Оно было найдено в районе среднего Анадыря, в чукотском селении Чикаево. Эта «рука» часто употреблялась на различных праздниках для бросания в огонь жертвоприношений.
В нескольких местностях мне говорили о существовании подобных предметов у приморских охотников и оленеводов, но я не имел случая видеть другие подобные изображения, вероятно, потому, что они почти совсем вышли из употребления. Но факт их прежнего существования отразился в изображениях человеческой руки на одежде или на коже человеческого тела. Такие рисунки употребляются шаманами Северной Америки в знак их союза с духами. Капитан Комер привез из Iglulik — селения центральных эскимосов в проливе Фурии и Гекли — шаманскую одежду очень интересного вида. На ней среди прочих вещей имеются изображение человеческих рук, сделанные из шкуры белого оленя и пришитые к краям одежды.
По материалам «Чукчи и религия» (авторизованный перевод с английского), Богораз В. Г., 1939 г.
маршрутка минск вильнюс аэропорт.