![Богораз — Чукчи и религия. Миниатюра к серии статей](/wp-content/uploads/2015/02/bogoraz-mini.jpg)
Духи болезней. Защита. Немного о представлениях чукчей о смерти
Kelet различных болезней имеют особые имена и могут быть описаны подробно. «Дух кашля» (Teggi) — старик, разъезжающий на одном белом олене. Он все время жестоко кашляет. На одном рисунке он изображен с веревкой, на которой навязаны души смертных, приносящие ему в виде выкупа оленей «иного вида». «Дух насморка» (Piti) — тоже старик небольшого роста с красными, воспаленными глазами, с носом, полным соплей. «Духи сифилиса» (Atal-vaьrgьt) — маленький красный народ, кочующий с маленькими оленями и раскидывающий свои шатры на человеческом теле. Иногда они прячутся в красный сок морошки и проглатываются вместе с ним.
По другим сведениям, у этих «духов» нет кожи, и их сырое красное мясо светится наружу. У них поношенные черные шапки с наушниками, свисающими до земли. На одном из рисунков «духи сифилиса» изображены в виде двух лисиц, идущих на задних лапах. У одной лисицы не хватает передней лапы. Она попала в капкан, но вырвалась и, чтобы отомстить за себя, сделалась «духом сифилиса».
![Духи сифилиса](/wp-content/uploads/2015/01/lisa.jpg)
Духи сифилиса
«Дух колик» (Egreer) изображен с большим клювом, привязанным на лице. Он изображается также в виде большого деревянного шара с лицом на одной стороне.
![Дух колик](/wp-content/uploads/2015/01/kolik.jpg)
Дух колик
Резная фигурка из кости, полученная от приморских коряков в бухте Корфа, изображает «духа» заразной болезни. Он весьма схож с подобными же изображениями на рисунках чукчей. У него большая пасть, полная зубов, его руки вооружены когтями, один из которых сломан.
![Дух заразной болезни](/wp-content/uploads/2015/01/zaraza.jpg)
Дух заразной болезни
Как средство защиты против «духов», очень хороша ложка, потому что она черпала очень много кровяного супа, употребляемого при жертвоприношениях. Другое средство защиты — снегообивалка, потому что она все время производит шум. Особенно полезна она, когда на ее ручке сделано изображение духа-охранителя. Но больше всего «духи» боятся деревянной чаши для ночных нужд. Человеческая моча, вылитая на голову «духа», немедленно отгоняет его. Моча замерзает на одежде «духа» и обращается в иней, поэтому о «духах» говорят часто, что у них одежда покрыта льдом. Жир, капающий из лампы, тоже надежная защита от «духов». Он часто употребляется в шаманских обрядах при проведении магического круга вокруг юрты.
У чукчей нет отчетливого представления об естественной смерти. Если человек умер, значит, его убил кто-нибудь из «духов», или злой шаман умертвил посредством своих чар. В одной из сказок творец, рассерженный кровожадностью «духов», дает им суровый урок, карая их детей. Они раскаиваются и на время прекращают убийство. Смерть прекращается во всем мире, но „духи" изнемогают от голода и в конце концов возобновляют свои преследования. Один из главных моментов чукотского погребального обряда — вскрытие брюшной полости покойника для того, чтобы, вынув внутренности, по ним, главным образом по печени, тщательно разузнать, кто именно был причиной смерти: «духи» или злые шаманы, и каким способом они это сделали.
По материалам «Чукчи и религия» (авторизованный перевод с английского), Богораз В.Г., 1939 г.