Касатка в мифологии северных народов

Среди чудовищ в мифологии и верованиях северных народов видное место занимает дельфин-касатка (Orca gladiator). Касатки суть не что иное, как морские оборотни. Они называются «носатые птицы». Нет никаких данных, чтобы объяснить это имя. Летом эти чудовища принимают вид касаток, а зимой они выходят на берег и обращаются в волков, которые охотятся за чукотскими стадами оленей. Согласно этому представлению, волки считаются наделенными сверхъестественной силой.

Находясь в море, касатки соединяются в партии по восьми в каждой и действуют так же, как артели морских охотников на байдаре. Они охотятся за всяким крупным морским зверем, за моржами и даже за китами. На одном из рисунков изображена их охота. Касатки окружили нескольких моржей. Самая крупная фигура слева — «хозяин» касаток, который наблюдает за нападением. В верхней части рисунка касатка просит табаку у людей, проезжающих в кожаной байдаре.

Рисунок, изображающий охоту касаток

Рисунок, изображающий охоту касаток

Касатки играют видную роль в мифологии многих приморских племен северо-восточной Азии. Во Владивостоке я слышал гиляцкий рассказ о том, что касатки — помощники морского бога. Когда они нападают на кита и отрывают куски мяса от его тела, они отдают добычу морскому богу. Они приводит также к нему на просмотр стаи морской рыбы, которая входит в реки метать икру. Азиатские эскимосы считают, что расположение касаток может быть куплено табаком. Зубы касаток — верное средство против головной боли и особенно против зубной боли. Если же кто-нибудь убьет касатку, он может быть уверен, что в кратчайшее время умрет жестокой смертью:
Смерть миссионера Кемпбелла, погибшего со своей семьей при кораблекрушении на обратном пути из миссии на острове Лаврентии, была приписана туземцами той причине, что капитан парохода, на котором они ехали, в предыдущем году убил касатку.

Из «Описанию земли Камчатки» (1768 г.) явствует, что камчадалы и коряки при встрече с касаткой приносили ей жертвы, дабы избежать ее гнева. В настоящее время камчадалам об этом ничего неизвестно.

По материалам «Чукчи и религия» (авторизованный перевод с английского), Богораз В.Г., 1939 г.

Другие публикации раздела: