Юкагиры. Древний быт… Начало

…до столкновения юкагиров с русскими. На основании устных преданий и современных пережитков первобытного строя, автор — В. И. Иохельсон, 1899 год

Эпические сказания чукчей рисуют их народом не оленным, а морским. Относительно древних юкагиров можно с большей уверенностью сказать, что это был народ не оленный. Если древние чукчи были народом морским, береговым и островным, то юкагиры были континентально речным народом крайнего северо-востока Азии. Реки служили им источниками для пропитания и путями кочевок. Домашними животными у этого речного народа были только собаки. Домашний олень пришел на крайний север из более южных мест и юкагирские роды, ставшие впоследствии оленеводами, получили, надо полагать, оленя от тунгусов.

По всем рекам, начиная с Яны, Индигирки, Алазеи и кончая Колымой с ее притоками, жили юкагирские роды. Это были территориальные группы, состоявшие из составных семей и лиц, связанных кровными узами, но доступ в них для чужеродцев на правах родственников, был необыкновенно легок.

Каждая территориальная группа носила название той реки, которую занимала. Таким образом, были аладжи, омолондзи, онмундзи, конгиинадзи, хорходонзи и т. д., т. е. жители рек Алазеи, Омолона, Колымы, Конгиина и Коркодона. Конгиина есть приток Омолона, а суффикс «дзи», потерявший в обще-юкагирском языке значение отдельного понятия, сохранился еще в тундренном наречии как самостоятельное слово, означающее «люди». Хорходонзи, конгиинадзи или конгиинидзи значит «люди с Коркодона» и «с Конгиина». Таким образом, басня об исчезнувшем загадочном племени Конгиенисов, упоминаемом некоторыми писателями, объясняется весьма просто: конгиениси были юкагиры с реки Конгиина, а не особое племя.

Социальный строй древних юкагиров был весьма прост и первобытен. Их общественную организацию можно рассматривать как зачаточную степень в прогрессивном развитии форм общежития. Общественные отношения древних юкагиров не только не носили характера политической группы, но исключали всякого рода власть. То ничтожное значение и влияние, которые теперь имеют их князьки, т. е. выборные старосты, привито им русскими. Предводители казачьих команд не могли иметь переговоров с неопределенными и расплывчатыми группами лиц. Они спрашивали у юкагиров: «Где ваши начальники?» и им выставляли стариков или богатырей. В глазах представителей русской власти последние являлись ответственными за действия других лиц или целых групп. Они отвечали за ясак. А между тем, внутри своей социальной группы, они не имели того значения, которое им приписывали русские — значения начальников. Это явилось источником многих недоразумений. Слово «анидза», которым теперь юкагиры называют своих князьков, имеет своим корнем «ат» — слово, выражающее понятие силы, крепости, а не власти. Другое название князьков или старост — чомоджал — равносильно русскому слову «большак».

Однако, несмотря на отсутствие власти, некоторые лица внутри составной семьи, рода или территориальной группы пользовались особыми прерогативами и вся жизнь члена рода была связана рядом предписаний и правил поведения, составляющих целый кодекс. Обычай неговорения между собой целых групп родственников надо отнести к семейному праву юкагиров. Этот обычай, надо полагать, предупреждал половые сношения среди известных степеней родства, но обычай в виде почета обращаться друг к другу во множественном числе, называемый Нахомианги, т. е. «друг друга почитать», также «щадить», уже относится к общественным нравам и весьма напоминает обычай европейских народов говорить в виде почета «Вы».

Весьма интересным является обычай, что девушка не должна смотреть на след брата, ушедшего на охоту и не есть известных частей убитого им животного. Выходя из дому в то время, когда брат промышляет, она должна смотреть в землю и никогда не должна говорить и расспрашивать о промысле. Но этот обычай уже носит религиозный характер и связан с культом животного.

Типичным же для первобытного строя юкагиров является противоположение между собой мужчин и женщин как отдельных групп.

По материалам: В. И. Иохельсон, «По рекам Ясачной и Коркодону: древний и современный юкагирский быт и письмена», 1899 год

Другие публикации раздела: