Нарта, болок и лодка зверопромышленника, 1878 г.

Лыжи, как существенную необходимость для зверолова мы уже рассмотрели в статье «Лыжи сибирского охотника; кухтарь». Нарты же устраиваются из двух самых тоненьких полозков, шириной каждый не более трех вершков (15 см) и передние концы которых выгнуты кверху. На них укрепляется посредством ремешков четыре (или три) вопыла, длиной каждый в аршин (70 см), и они связаны между собой посредством тоненьких черемуховых вязков.

На эти вязки кладется вдоль нарты тоненькая дощечка, повыше которой делаются на копыли нащепы (копыл — небольшой стоячий брусок), т. е. тоненькие еловые жерди, расщепленные против копылов, которые в эти щели и продеваются. Дощечка эта называется пательником и укрепляется к нащепам посредством тонких, переплетенных между собой веревок. К передним концам полозков прикрепляется в лежачем положении, посредством веревок, тонкая черемуховая дуга, к которой привязывается поводок для таскания нарты.

Такое устройство дает нартам чрезвычайную легкость и гибкость во все стороны — два качества, необходимые для того, чтобы можно было больше увезти тяжести и при том по такой местности, где нет ни дороги, ни тропинки. Иногда на нарты ставится еще покрышка из оленьих шкур, и тогда они называются болоком.

Болок

Болок

Надо сказать еще и то, что нарты, предназначаемые для перевозки тяжестей и вообще багажа, заменяются иногда лодкой. Конечно, позднее время года, в которое начинается промысел — конец сентября, делает белкование и другой промысел почти исключительно зимним промыслом, тем не менее, промышленник в начале, пока может, пользуется вместо нарт лодкой.

Самоедский челнок

Самоедский челнок

Какие дороги существуют в местной полосе, более или менее известно всем: вернее сказать, там просто вовсе нет дорог, и вследствии этого сообщение производится по рекам и их притокам. К тому же рек в этом краю не мало, вытекают они в большинстве случаев из глубины лесов и представляют таким образом громадное удобство для перевозки провизии в назначенное место.

Промышленники пользуются временем, пока река не покрылась льдом; они складывают свой багаж на лодки, садятся и сами туда же и отправляются в путь. Управляются они лодкой с кормы одноручным веслом, с широкими лопатами по обоим концам его, а гребут обыкновенными распашными веслами. Лодка делается из тонких осин и обшивается по бокам тонкими тесинками в один или два ряда, что зависит от величины лодки. Такая лодка очень легака: ее без всякого труда можно стащить с мели или перетащить на волоках, но она уступает однако в легкости изображенным на рисунках челнокам самоедов и тунгусов.

Тунгусские челноки

Тунгусские челноки

По материалам журнала «Природа и охота», 1878 год

Другие публикации раздела:

Добавить комментарий