Верхотурье — ворота в Сибирь
Одновременно с окончательным завоеванием Сибирского ханства и постройкой опорных пунктов, Московское правительство принимало меры к закреплению за собой путей, связывающих вновь завоеванные земли с Центром. От Чусовского пути, обеспеченного Строгановыми, отказались вследствие малой судоходности горных речек, по которым он шел, и первое время правительственная дорога в Сибирь шла по Вишере и Тавде. На верховьях Тавды, по реке Лозовой, служившей как бы связью между бассейнами Иртыша и Камы, в 1590 году был основан городок Лозовой. Из этого городка начато было затем покорение вогульского княжества Пелыма на Тавде.
Расположенное на пути из Руси в Сибирь и сравнительно высоко стоявшее в культурном отношении, Пелымское княжество в XVI веке беспрестанно беспокоило своими набегами пермские окраины. Потребовались довольно большие усилия со стороны русской власти, чтобы его разрушить: первая планомерная попытка в этом направлении была сделана, по-видимому, в 1592 году, в 1593 году был построен на месте прежней резиденции пелымских князей русский город Пелым и только в 1594 году и то лишь при содействии русского подручника остяцкого (кодского) князька Игичея Алачева удалось одолеть непроходимые дебри входившей в состав Пелымского княжества Большой и Малой Конды.
С уничтожением Пелымского княжества путь по Тавде оказался совершенно свободным. С открытием новой Бабиновской дороги, оставлявшей в стороне Лозовую и шедшей прямо на Туру, значительно сокращая тем расстояние, Тавдинский путь был покинут. Лозовой городок был срыт и вместо него в 1598 году был основан на верховьях Туры город Верхотурье. Он в течение всего XVII века и отчасти в VXIII веке оставался главными воротами в Сибирь, через которые шли все официальные сношения Москвы с Зауральем.
В 1600 году ниже Верхотурья на полпути между ним и Тюменью возник Туринск. С постройкой Верхотурья, Туринска и Тюмени в русских руках була закреплена по всему ее течению главная водная артерия, соединявшая Иртыш с бассейном Камы-Тура, и тем самым завоеванное Сибирское ханство было прочно связано с центром Московского государства. Только в XVIII веке, с развитием Екатеринбургского горно-промышленного района, значение Верхотурской дороги стало падать, и с 1763 года ее сменил более короткий Сибирско-Московский тракт, шедший из Москвы через Кунгур на Екатеринбург, и из Екатеринбурга прямо на Тюмень.
Утвердившись в Кашлыке, русские постепенно стали распространять свою власть на «агарянские веси», некогда входившие в состав Кучумовского царства. Продвижение на юг, в сторону Барабинской степи было, однако, на первых порах сильно затруднено близостью воинственных и многочисленных кочевых народов: отсюда грозила постоянная опасность со стороны «нагайских» татар, принадлежавших в свое время к улусу Кучума, и особенно со стороны калмыцких орд, а позднее — башкирцев. Лишь очень медленно продвигалось русское население на юг от Туры и Тобола. Только в 30-х годах XVII века с постройкой острогов — Ялуторовского, Тебендинского, Ишимского, Вагайского и Тарханского — создалась укрепленная черта, защищавшая южные пределы русских завоеваний, и русские поселения фактически достигли в этом направлении прежних границ Кучумовского царства. Основание Царева Городища, будущего Кургана, относится уже ко второй половине XVII века.
Вверх по Иртышу в течение всего XVII века Тара оставалась крайним русским городом, и только в первой четверти XVIII века с постройкой Омска, Железинской, Ямышевского острога и Семипалатинской крепости все течение Иртыша было завоевано русскими. Точно также к XVIII веку относится закрепление под русской властью верховий Тобола — постройка Троицка в 1743 году.
Таким образом, в южном направлении русское продвижение было сразу и надолго остановлено и тем самым было направлено к северу и востоку.
Профессор С. В. Бахрушин. «Очерки по истории колонизации Севера», 1922 г.