Связки охранителей
Семейные охранители, связанные вместе, называются tajngьkwut, буквально это слово значит «помощники в несчастье». На одном и том же ремешке привязаны совершенно различные по своему назначению охранители. Они связаны вместе только для того, чтобы не потерять их во время постоянных перекочевок.
Обычно связки охранителей привязываются к основному деревянному изображению (см. «деревянные духи» статье в «Охранители и священные предметы»). Такая связка становится покровителем и получает название «хозяин оленей» — qaaken etьnvьlьn.
Сказка про безногих деревянных людей из статьи «Деревянное огниво» оканчивается тем, что люди-огнива сделали несколько пастухов и послали их стеречь стадо. На следующее утро пастухи исчезли, а вместо них осталась связка охранителей. Число деревянных изображений в этой связке соответствовало числу пастухов. Другой эпизод, часто встречающийся в сказках, описывает, как юноша, желая создать себе стадо, толкнул ногой груду сучьев, лежавшую в лесу. Одни сучья превратились в оленей, другие — в пастухов.
Число деревянных изображений в связках колеблется от десяти-пятнадцати до нескольких десятков. Каждую весну вырезаются новые изображения из тальничных веток. Они необходимы на празднике рогов. Иногда сразу делается пять или даже десять штук, особенно когда семья собирается делить стадо, а следовательно, и домашние амулеты. Каждый вернувшийся с охоты или из торговой поездки привозит с собой хотя бы один сучок из леса, которой он проезжал. Изображение, вырезанное из этого сучка, присоединяется к остальным изображениям. Когда накапливается слишком много связок охранителей, самые старые сжигаются на празднике рогов.
В связке охранителей имеются особые изображения. Одно из них — «деревянная женщина», называемая также «госпожа». Это деревянная фигура, снабженная признаками, указывающими на ее пол, иногда это просто раздвоенный на конце сучок, завернутый в кусок кожи, представляющий женскую одежду.
Другая фигурка изображает «деревянную женщину» с человеческим лицом и туловищем оленя. Она завернута в шкуру, и к ней приделан большой совок, в который кладут жертвоприношения. Маленькие мисочки для жертвоприношения вообще часто прикрепляются к изображениям охранителей. Эта женская фигура считается главной «госпожой дома» и покровительницей стада.
«Деревянный мужчина» считается мужем «деревянной женщины». На таких «мужей» никогда не надевают одежды. Формы их разнятся в зависимости от вкуса и воображения сделавшего их человека. Иногда делается только одна голова, и такое изображение называется «деревянной головой». В других случаях раздвоенный на конце сучок снабжают грубо сделанным лицом, и он считается начальником стада и мужем «госпожи».
Деревянные «мужчина» и «женщина» называются иногда kamatagьn и kama-ngaut по аналогии с наиболее употребительными чукотскими именами. Это означает «дух-край» и «дух-женщина». Другие фигуры в связке охранителей считаются детьми и родственниками двух главных фигур. Женские фигуры обычно обернуты в кожу, мужские — нет; мужских фигур больше, чем женских. Все эти фигуры, взятые вместе, называются «люди из связки охранителей».
У оленеводов района Колымы я видел в связке маленькие деревянные изображения челнока. Надо заметить, что в своей хозяйственной жизни колымские оленеводы мало пользуются челноками, не умеют их делать и редко покупают у русских. Таким образом, изображения челноков в связках охранителей служат доказательством того, что в древние времена все чукчи жили на берегу океана и занимались морским промыслом.
В связках охранителей имеются части погребальной одежды. Каждый взрослый член семи берет часть от одежды покойника незадолго до исполнения последнего обряда погребения, и взятые части прибавляются к семейной связке охранителей. с мужской одежды снимаются пояса, с женской — узкие полоски меха от обшивки ворота. Все эти кусочки сплетаются или сшиваются вместе и привешиваются к связке. Эти подвески тоже представляют главных хозяев стада и вообще имеют то же значение, что и деревянные изображения. В связи с этим охранители вообще представляются предками семьи. В разговорной речи они обычно называются «древними» или «умершими».
К числу охранителей также относятся головы воронов, которые подвешиваются в натуральном виде или в виде деревянных изображений. Головы волков подвешиваются в виде деревянных изображений. Лисицы, росомахи и зайцы представлены как настоящими черепами, так и деревянными изображениями. Встречается также и изображение головы полярного медведя. Среди охранителей у чукчей всегда находим и деревянное изображение собаки. Но чаще всего употребляются черепа песцов.
В расположении всех этих охранителей нет определенного порядка. Обычно каждая связка представляет собой подбор охранителей в разных сочетаниях. Порядок размещения зависит от случайных указаний, полученных их владельцем во сне, при встрече с диким зверем и от прочих магических поводов или же от приказания старика либо шамана. Такая неопределенность объясняется зыбкостью религиозных взглядов чукчей, еще не выработавших определенных форм, и указывает на первобытную ступень религиозного сознания.
У приносимого в жертву оленя, в особенности если что-нибудь в его внешнем виде является необычайным, для связки охранителей вырезается из головы кусок шкуры. У пушных зверей и морских млекопитающих отрезают и привязывают к связке охранителей кончик носа. Камни необыкновенной формы — например, со сквозным отверстием — также присоединяются к связке.
Головы воронов в соединении с человекоподобными изображениями представляют «помощников» в делах потустороннего мира, голова «волка-помощника» имеет силу здесь, на земле; головы лисы, зайца и полярного медведя и носы пушных зверей помогают при охоте на этих зверей. Камни представляют землю, по которой ходят «люди» из связки охранителей. Так как черепа животных и камни употребляются при гадании, то предполагается, то и «люди из связки охранителей» употребляют их для этой цели. Деревянное изображение собаки представляет собаку, принадлежащую «главному хозяину» из связки охранителей. Он пользуется ей на охоте.
Связка имеет по отношению к стаду и дому такое же значение, как и доска для добывания огня, и также участвует во многих праздниках и жертвоприношениях. Когда семья хочет делиться, связка охранителей разрезается на столько частей, сколько наследников, и каждому из них дается часть.
Случается, что при появлении в районе какой-нибудь болезни, «духу болезни» подносят в виде очистительной жертвы огнивную доску и связки охранителей. Для этого священные предметы раскладываются на земле и все члены семьи, один за другим, стряхивают на них свои воображаемые болезни. Затем доску и связки уносят и оставляют в тундре. Считается, что таким способом семья отдает «духу болезни» всю помощь и счастье, которые она имела. После этого семья должна собирать новых охранителей, что, конечно, сделать не трудно.
По материалам «Чукчи и религия» (авторизованный перевод с английского), Богораз В.Г., 1939 г.