Сибирская каторга. Остров Сахалин. Часть 1
Золотые промыслы прозывают в Сибири «вольной каторгой». Но что же такое настоящая каторга? В Сибирь ссылается нынче ежегодно до девятнадцати тысяч человек. Из них две тысячи идет в каторгу и отбывает ее в Восточной Сибири: одни в Иркутской губернии, другие в Забайкальской области, а добрая половина всех отбывает каторгу на острове Сахалин. Наименьший срок каторги — 4 года, а от наибольшего освобождает только смерть.
Первые годы отбываются в каторжных тюрьмах, а потом, по усмотрению начальства, каторжным разрешается жить на воле, обзаводиться домом на острожной земле, даже жениться. Но от урочных каторжных работ в эту пору еще не увольняют, разве на время, для домашнего устройства. Бессрочных каторжников увольняют от жилья в остроге лет через десять; краткосрочных — года через два.
По отбытии же своего срока каторжник освобождается от острожных работ. Он уже не каторжник, а ссыльнопоселенец. Ему назначается место для постоянного житья, и только через десять лет после этого разрешается селиться где угодно в Сибири; он может поселиться в городе или приписаться к сельскому обществу с его согласия. Только на родину не может он уже вернуться никогда.
В чем же состоят работы каторжников? В Иркутской каторжной тюрьме их заставляют делать кирпичи и молоть для себя хлеб на ручных жерновах; часть каторжников занимается сапожным и столярным ремеслом. В Забайкальской области каторжники копают золото и серебро в государевых рудниках.
На каторге работой особенно не донимают. Тягота каторги не в самой работе, а в ее подневольности да в осторожном житье. Работы даже иногда не хватает на всех. Иногда по недостатку казенных работ иркутских каторжников, уволенных от острога, отдают на частные заводы — соляные, железоделательные, винокуренные, а иных на частные золотые прииски в Якутскую область.
Но и на острожных каторжников не всегда хватает дела. В 1881 году в иркутской тюрьме из 1400 человек едва только 500 были заняты кирпичом, молотьбой и ремеслами. Стали поэтому придумывать новые работы для каторги. Остров Сахалин богат залежами каменного угля; климат и земля казались удобными для земледелия; бежать с острова труднее. Вот и стали отправлять часть каторжников на этот остров, чтобы они занимались там добычей угля и хлебопашеством.
В 1875 году Сахалин был выменян у японцев на Курильские острова. С тех пор и начали привозить сюда каторжных. Их везут морем из города Одессы, на пароходах большими партиями, человек по 500. Морем сюда 3 месяца пути. Теперь каторжников на острове более шести тысяч.
В чем же состоят каторжные работы на Сахалине? На самом деле только часть каторжников занимается копанием угля и хлебопашеством. Работы остальных очень разнообразны: руками каторжных возведены почти все тамошние постройки, начиная с тюрем и кончая церквами. Они же корчуют леса и проводят дороги, копают канавы для осушки обильных там болот, грузят пароходы каменным углем.
Первоначальным местом сахалинской каторги был порт Дуэ. Здесь были непроходимые трясины и первобытные леса, загроможденные буреломом. Теперь руками каторжных воздвигся городок версты на две квадратных, проложены дороги, зеленеют луга, ржаные поля и огороды. Немало каторжного труда идет и на тюрьмы. В них каждый день работают кашевары, хлебопеки, портные, сапожники, скотники, дровотаски.
Труднее всех плотникам на строительных работах. Каждое бревно каторжный должен притащить из леса иногда за несколько верст. Некоторые каторжные отбывают каторгу сельским хозяйством. Одни посажены хозяевами, другие к ним работниками. Их житье не отличается от поселенческого житья на том же Сахалине.
Местами на Сахалине тюремное начальство разрешает каторжникам селиться наруже острога до положенного срока, иногда с первого же года; беглых от этого больше не стало. Наруже острога живут все женщины, а из мужчин — семейные и также те, кто считается хорошим мастером или писарем, или чертежником и прочие такие. Мастеровые, например сапожники, столяры, часто и отбывают свой каторжный срок у себя на квартире, другие же только ночуют на квартирах, а на раскомандировки и работы должны сходиться каждый день со своими острожными товарищами.
В Дуэ около пятидесяти каторжников хозяев, но у них только огороды — ни сенокосов, ни пашни нет. Вот описание каторжной квартиры в Дуэ:
«Изба чаще всего в одну комнату. В ней вы застаете семью каторжного, с нею солдатскую семью, двух-трех каторжных жильцов или гостей; тут же подростки; две-три колыбели по углам; тут же куры, собаки, а на улице у избы — мусор и лужи от помоев. Вечером с работы возвращается муж каторжный. Он хочет есть и спать, а жена начинает плакать и причитывать: «Погубил ты нас, проклятый! Пропала моя головушка, пропали дети!» — «Ну, завыла!», проворчит на печке солдат. Но вот все заснули, дети переплакали и тоже угомонились давно. А баба все не спит, думает и слушает, как ревет море. Теперь уж ее мучит тоска, жалко мужа, обидно на себя, что не удержалась и попрекнула. А на другой день опять та же история…»
На Сахалин немало идет женщин добровольно за мужьями. Одни идут из любви и жалости, другие — от стыда, от попреков. Самые тяжкие преступники на Сахалине содержатся в острожных карцерах, отдельно от прочих арестантов. По рассказу одного посетителя Дуйской тюрьмы, «на вид это самые обыкновенные люди и преступления большей части из них не умнее и не хитрее их лиц. Обыкновенно присылают за убийство в драке на 5 или на 10 лет, потом бегут; их ловят — они опять бегут — и так пока не попадут в бессрочные и неисправимые. Только один старик лет 60-65 произвел на меня впечатление настоящего злодея. По рассказам арестантов, он убил на своем веку 60 человек. У него будто бы такая манера: он высматривает арестантов-новичков, которые побогаче и сманивает их бежать; потом в тайге убивает и грабит, а чтобы скрыть следы, режет трупы на части бросает их в реку».
По материалам: «Рассказы о Восточной Сибири…», Ф. В. Девель, 1896 г.
Продолжение:
- Сибирская каторга. Остров Сахалин. Часть 2
- Сибирская каторга. Остров Сахалин. Часть 3, заключительная
Что почитать:
Электронная книга «Каторга», Валентин Пикуль