Моя жена — твоя жена. И наоборот…
Л. рассказал несколько случаев из своей административной практики. С жалобой в уревком обратился чукча из Меткулина Паягырхын, жаловался он на своего знакомого за то, что во время его отсутствия он спал с его женой. Ему кто-то сказал, что обидчик будет оштрафован в его пользу. И как только Паягырхын убедился, что в его пользу штрафа не будет во всяком случае, от жалобы отказался. Большого преступления против морали совершено не было, если принять во внимание, что до сих пор существует обычай, дозволяющий друзьям временно меняться женами. А в не особенно давние времена хозяин предлагал на ночь гостю жену. Некоторые местные старожилы говорят, что обычай и посейчас держится у оленных чукчей.
Рассказывают об одном инциденте, происшедшем на почве несоблюдения обычая. Когда-то давно анадырский начальник уезда во время поездки по своему уезду воспользовался любезностью чукчи-оленевода. А когда через два года тот приехал в гости и потребовал ответной любезности—поспать с его женой, то получил решительный отказ. Чукчи пришли в волнение; возбуждение было настолько сильно, что виновник этой кутерьмы, начальник уезда, уехал на время из своего района.
Во время китобойного промысла — это время на памяти многих живущих на Чукотке — мужья и отцы приводили за плату на шхуну жен и дочерей. Подобные явления возможны и сейчас.
По материалам путевых заметок Н. Галкина «В земле полуночного солнца», 1931 г.
Похожая публикация: