Юкагиры. Древний быт… Часть 3
…до столкновения юкагиров с русскими. На основании устных преданий и современных пережитков первобытного строя, автор — В. И. Иохельсон, 1899 год
Ранее мы уже рассмотрели территориальные группы и место мужчины и женщины у первобытных юкагиров.
В целях воспитания воинов юноши проходили довольно суровую военную школу. Это называлось Кичил, что собственно значит "наука", "учение". Юношу ставили в открытом месте и одновременно с 4-х сторон метали в него тупые стрелы, от которых он должен был уворачиваться; или ставили его на четвереньках, таким образом, что одна нога закидывалась за другую и руки сцеплялись пальцами, два человека раскачивали на веревках низко к земле тяжелое бревно, и юноша должен был, не размыкая рук и ног, пропускать под себя бревно, то поднимаясь в воздух, то опускаясь на землю. Это упражнение, которое могло раздробить юноше ноги и руки, называлось чабилбудиджа манмагал — "скачок через бревно". Молодых людей учили попадать в цель, умению быстро оставлять свое место пустым и перепрыгивать через стоящих людей, не задевая их.
Главными врагами юкагиров, согласно преданиям, были коряки и ламуты. С ламутами битвы были до того ожесточенны, что не щадили даже женщин. С чукчами они не воевали, ибо считались родными братьями, после убийства которых солнце должно было померкнуть. В одном предании рассказывается, как чукчи в войне с чуванцами убили, по неведению, юкагира, который был зятем у чуванца и защищал по обычаю дом тестя. Когда чукчи, раздевая труп, узнали по поясу, который юкагир носит особым образом, что это был их брат, они взвыли и с воплями обратились к солнцу: "Смотри, солнце, что мы сделали: мы брата убили; разве у чуванцев могут быть такие сильные люди?"
В те варварские времена, когда люди искали друг друга с тем, чтобы убивать, воин, сильный человек, богатырь был необходимым членом каждой общественной группы, защитником которой он являлся. Тонбаджа шоромох постоянно был на страже, сон его был чуток, оружие всегда было при нем и ложился он не раздеваясь, ибо враг был коварен: он подкрадывался ночью и, протыкая костяным копьем кожаный дом, убивал сонных людей.
Если для безопасности группы вырабатывался сильный воин, то для обеспечения ее существования необходим был ловкий охотник-промышленник — хангича.
По материалам: В. И. Иохельсон, «По рекам Ясачной и Коркодону: древний и современный юкагирский быт и письмена», 1899 год