Юкагиры. Древний быт… Часть 2
…до столкновения юкагиров с русскими. На основании устных преданий и современных пережитков первобытного строя, автор — В. И. Иохельсон, 1899 год
Ранее мы уже рассмотрели территориальные группы, примитивную структуру власти и некоторые обычаи юкагиров.
Для первобытного строя юкагиров являлось типичным противоположение мужчин и женщин как двух отдельных групп. Это проглядывается в играх, в которых мужчины и женщины составляют две враждебные партии, в языке, некоторые звуки которого произносятся женщинами отлично от мужчин, в том, что для женщин родство по матери важнее, а для мужчины — родство по отцу, и в той специализации занятий между полами, которая создала для каждого из них особую и самостоятельную сферу деятельности.
Женщина — хранительница домашнего очага, она разбирает и перевозит урасу (прим. старинный тип жилища — конусообразный шалаш из жердей), она вновь ставит кожаный дом на указанном старшим в семье месте, она отправляется на убитым промышленником животным — это делают только замужние женщины, она делит мясо и шкуры. Она, до прихода русских, колола дрова каменным топором и в продолговатых берестяных коробцах, называемых «пига», кипятила воду при помощи раскаленных камней. Она занималось натуральным огородничеством, собирая в осеннее время на зиму ягоды; весной вялила на солнце для лета лишнее мясо, а летом для зимы — добываемую промышленником рыбу. Главной распорядительницей является старшая в роде или жена лучшего промышленника. Женщина занимается воспитанием детей.
Но сыновья, которые начали владеть луком, переходят в мужскую группу, оставив интересы женской половины и проводя большую часть времени вне дома. с периодом возмужалости юноша обыкновенно совсем оставляет материнский дом и в качестве зятя поселяется в другой семье. Если в последней нет старших мужчин, он на правах кровного родственника становится ее защитником.
Занятиями мужчины была охота и война. В рядах мужской группы выделяются следующие лица:
Старик — лигаджа шоромох. Это старший в роде. Он назначает время для кочевок и место стоянки. Он руководит охотой и войной. В указанных отношениях его наставления беспрекословно исполняются женской и мужской группами, в сфере же других вопросов его компетенция ничтожна.
Тонбаджа шоромох — сильный человек, юкагирский богатырь. При нападении одного племени на другое победа весьма часто решалась единоборством двух богатырей. Вообще известно, что охотничьи племена воинственны и храбры, но юкагирские сильные люди славились на всем Северо-востоке силой и ловкостью.
По сохранившимся преданиям один юкагирский богатырь мог сражаться с целым войском неприятелей. Он уворачивался от тысячи стрел и направленные в него копья попадали в пустое место или кололи самих неприятелей. Сражаясь с войском, он то бросался в неприятельскую толпу, то ловким прыжком поднимался над толпой и, бегая по неприятельским головам как по тундренным кочкам, поражал врагов, пока они не попросят пощады. Лук тонбаджа шоромох был слабый, чтобы легко и скоро его можно было натягивать; два колчана на спине были полны стрел из оленьих костей; копье его — човина — на березовом древке, состояло из ребра сохатого. Поверх обыкновенной одежды он носил костяной лабул — род брони из оленьих рогов, нанизанных на жилах лося.
Юноши юкагиров проходили суровую военную школу.
По материалам: В. И. Иохельсон, «По рекам Ясачной и Коркодону: древний и современный юкагирский быт и письмена», 1899 год
Другие публикации раздела:
Расстояния до торговых городов Сибири были уже рассмотрены в статье О …
Первая часть статьи здесь. В Сибирь существовал еще один путь…
Коснувшись таможенных сборов, мы перейдем к заграничной торговле мехам…