Хозяин леса и хозяин реки
Представления о хозяевах мест развиты среди обрусевших юкагиров Колымы и Анадыря. По всей вероятности, первоначальная туземная основа переплелась с русскими мифологическими представлениями. Здесь мы видим хозяев вполне человекоподобных, но гораздо сильнее человека. У этих хозяев есть свои дома и деревни, они ездят на санях по своим владениям, вместо собак запрягают лисиц и волков. Хозяин такого-то леса владеет всеми зверями, живущими в этом лесу, хозяин реки — всею рыбою, живущей в ней.
Хозяин леса, по русско-юкагирским представлениям, имеет большую склонность к водке и карточной игре. Обрусевшие туземцы утверждают, что охотники, которым исключительно везет на промысле, очевидно, купили свою удачу у лесного хозяина за водку или за колоду карт. Хозяева лесов играют в карты друг с другом. Ставки их — различные породы зверей. Они переходят от одного к другому в процессе игры. Этим объясняются частые перекочевки зверя.
У хозяина реки — белая толстая шкура. У жены его — длинные волосы, которые расплываются вокруг нее по воде. Если кто-нибудь увидит ее или услышит ее громкий, пронзительный крик, тотчас сходит с ума. Хозяин леса охотится за речным хозяином, чтобы завладеть его шкурой, из которой он делает себе волшебные сапоги (на местном русском языке — «четвери»). Это — всем известные сапоги-скороходы наших сказок. Речной хозяин мстит хозяину леса, каждый раз хватая за ноги его или кого-нибудь из членов его семьи, когда те переходят реку по льду.
Однажды, когда лесной хозяин и его беременная жена спустились на лед реки Колымы вблизи утеса Ханджибоя, речной хозяин схватил за ногу жену лесного и потащил ее в воду. Муж с помощью своего брата пытался вытащить ее. Но им удалось оторвать только ее голову. Они положили ее на вершине Ханджибоя, где она лежит и до сих пор, превратившись в камень.
Хозяин реки или озера терпеть не может железа. Когда топор или пешня упадет в воду, хозяин сердится и на несколько лет прекращает отпуск рыбы людям. Кроме того, эти хозяева относятся весьма щепетильно к соблюдению древних обычаев, связанных с охотой и рыбной ловлей. Приморские и оленные чукчи, а также и обруселые туземцы, приходя на новое место, приносят небольшую жертву хозяину места, тем самым испрашивая разрешения охотиться в его владениях. Если же этого не сделано, он явится во сне и потребует себе жертвы. Лучшая жертва — табак. Туземцы вообще стараются приносить в жертву русские или американские продукты, считая, что хозяину места или другому божеству это понравится больше, чем обычная еда, которая ему приелась. Обруселые туземцы, также как и чукчи, часто называют хозяина места просто «старик».
По материалам «Чукчи и религия» (авторизованный перевод с английского), Богораз В.Г., 1939 г.