Торговые пути в Сибирь в XVII веке. Часть 2, заключительная
Первая часть статьи здесь. В Сибирь существовал еще один путь — морской. Он вел через Карское море в Обскую и Тазовскую губы, а из последней в реку Таз — на ней был расположен город Мангазея, игравший немалую роль в меховой торговле. Правительство мало знало об этом пути и поэтому не принимало никаких мер против происходившей здесь беспошлинной торговли мехами. Лишь к концу первой четверти XVII в. оно поняло свою ошибку и строжайше воспретило пользоваться эти путем (1620 г.). Особенно боялось оно, как бы немцы не воспользовались этой морской дорогой.
Такова была связь Сибири с Русью — главный путь шел на Москву. Впрочем, многие меха отправлялись из Сибири по главной дороге (через Верхотурье), а затем, по рекам Лузе, Югу и Северной Двине, шли прямо в Архангельск. Всего от Архангельска до Тобольска была 2061 верста.
Огромное значение Тобольска в торговле мехами засвидетельствовано многими авторами — Кильбургером, Чулковым, Костомаровым и др. В Тобольске, например, происходил главный торг с бухарцами — таким образом, он являлся центром нашей средне-азиатской торговли пушниной в XVII в. От Тобольска дорога пролегала водным путем до Маковского острога, мимо городов Сургута, Нарыма и Кетского острога. От Маковского острога товары шли уже сухим путем до Енисейска. От этого последнего товары плыли по Верхней Тунгусске и Илиму, на котором стоял Илимский острог. Здесь суда разгружались и нагружались китайскими товарами и вообще предметами торговли, шедшими в Тобольск и далее на запад. Товары же выгруженные перетаскивали волоком в притоки Лены, а затем в Лену («Ленский волок»). По Лене плыли до Якутска, где в первой половине XVII столетия происходила уже оживленная торговля с туземцами. Купцы ездили также в Иркутск. Торговые люди пробирались «в самые дальние места… а именно в Анадырский острог». Дорога к этому крайнему северо-восточному пункту нашей меховой торговли пролегала через Верхоянский, Зашиверский и Колымские остроги.
Следует отметить еще несколько городов, игравших довольно видную роль в меховом обмене, хоть они и лежали в стороне от главного пути. Это были Березов и Мангазея к северу от него; в Березов ездили по Иртышу и Оби; в Мангазею — чаще всего по Енисею. Морской путь в Мангазею, как сказано выше, был закрыт. К югу от главного пути были расположены Тара, Томск и Кузнецк. Тара соединялась с Тобольском и сама служила звеном сухопутной дороги на Томск и далее на Енисейск.
Что касается расстояний, то они представляются в следующем виде: от Тобольска до Енисейска считалось 1924 или 1988 верст, от Енисейска до Иркутска — 1772 в., от Енисейска до Мангазеи — 948 в., от Тобольска до Березова — 989 в., до Тары — 435 в., до Томска — 1297 в., до Кузнецка — 1662 в.
Путь в Китай и Бухару
Более или менее интенсивная торговля пушниной с китайцами началась лишь со второй половины XVII в. или, точнее, с последней его четверти. Существовали следующие дороги: одна из них вела через Иркутск, другая — через Нерчинск. Дорога через Нерчинск после исследований Спафария продолжала играть роль в торговле с Китаем, хотя маршрут был несколько изменен. Торговля через Иркутск-Кяхту сделалась в начале XVIII в. более оживленной, чем через Нерчинск. От Пекина до Москвы считали 8832 версты. Путешествие между этими пунктами продолжалось очень долго: Байков, посланный в 1653 г. из Тобольска в Пекин, пробыл в пути 3 года и 5 месяцев, считая дорогу туда и обратно. Избранд Идес, отправившийся из Москвы в 1692 г., употребил на свое путешествие почти 3 года.
Сибирь соединяла Московию еще с одним государством, меховая торговля с которым была очень оживленной. Это была Бухара. Тотчас по завоеванию Сибири, торговля с ней началась в г. Искер, а затем окончательно утвердилась в Тобольске. Дорога пролегала через Киргизские степи на Тюмень и Тобольск. Путешествие от Бухары до Тобольска продолжалось 40 дней. Далее мы рассмотрим Условия меховой торговли в XVII веке
По материалам: д-р географических наук Яницкий Н. Ф. «Торговля пушным товаром в XVII в.», 1912 г.