Торговые пути в Сибирь в XVII веке. Часть 1 из 2
Мы уже рассматривали знатнейшие купеческие города Российские, которые с Сибирью торги имеют, и сколько от каждого до Сибири расстояния в XVIII веке. Теперь рассмотрим внешнюю обстановку меховой торговли в XVII веке — торговые пути, по которым она проходила. На первом плане здесь необходимо поставить дороги, связывающие ядро мехового обмена — Сибирь — с центром Московии, далее — обратиться к торговым путям, шедшим из Сибири в Китай и Среднюю Азию.
Первоначально Сибирь была связана с Европейской Россией тремя путями. Во-первых, самый северный из них на р. Собь. Купцы ехали по рекам Вычегде, Выму, попадали в Печору, Уссу, и, наконец, Собь; перевалив таким образом через Уральский хребет, они достигали Оби. Второй путь вел на реки Сосву или Сыгву; третий — на р. Лозву. Все пути были крайне неудобны, поэтому правительство решило приступить к изысканию новой дороги в Сибирь:
«По указанию царя Федора Иоанновича (1595 г.) велено проведывать прямую дорогу от Соли камской до Верхотурья; прежняя была окольная от Соли Камской мимо города Чердынь, вверх по Вишере реке, да через Камень в Лозьву реку, Лозьвой вниз в Тавду, да Тавдой вниз до Тобола реки, а Тоболом вверх до устья Туры реки, а Турою вверх до Тюмени. Тою дорогой хаживала денежная и соболиная казна и хлебные припасы…» (выдержка из «Соликамского летописца»). Из приведенной выдержки видно, какой круг приходилось делать всем, ехавшим из России в Сибирь.
Новая дорога вскоре была найдена, гораздо короче прежней. Открыл эту дорогу крестьянин Артемий Бабинов, за что и был пожалован царем. Из Москвы направление ее было таково: Переяславль Залесский, Ростов, Ярослав, Шуйский Ям, Тотьма, Устюг, Лальский посад, Кай-городок, Соль Камская, село Ростес, Верхотурье, Туринск, Тюмень и Тобольск. Длина этой дороги от Москвы до Тобольска равнялась 2388 верстам. К концу XVII века начал развиваться другой путь в Сибирь — из Москвы на Владимир, Муром, Нижний Новгород, Козьмодемьянск, Вятку и Кай-городок; далее он совпадал с только что изложенным. Этот путь сделался правительственным трактом в 1731 году.
Впоследствии произошло маленькое изменение в направлении дороги от Верхотурья до Тюмени. Это уклонение на юго-восток было вызвано важным торговым значением Ирбитской ярмарки. Купцы, направлявшиеся к Ирбиту, не проезжали Туринска. Нужно также заметить, что они, хотя и направлялись через Верхотурье, но не подвергались в нем таможенному досмотру и не платили пошли — и то, и другое производилось на Ирбитской ярмарке.
Упомянувши об Ирбитской ярмарке, мы должны иметь в виду еще один путь в Сибирь — он доставлял выгоды купцам, ехавшим в Ирбит, сокращая расстояние. Дорога пролегала через Кунгур и Екатеринбург. Из Москвы отправлялись мимо Нижнего Новгорода и Макарьева вплоть до Казани. От Казани приходилось ехать на Кунгур, Екатеринбург, Ирбит, Тюмень и Тобольск. Так как большинство купцов начало ездить по этой дороге, то правительство учредило на ней Кленовую заставу, а вместе с тем и таможню. В конце концов путь через Кунгур был воспрещен; велено было ездить исключительно через Верхотурье.
По материалам: д-р географических наук Яницкий Н. Ф. «Торговля пушным товаром в XVII в.», 1912 г.
Торговые пути в Сибирь в XVII веке. Часть 2, заключительная