Владимир Германович Богораз (Тан). Биография и библиография
На сайте уже опубликовано много статей, основанных на работах Владимира Германовича Богораза. Но информацию о жизненном пути этого выдающегося этнографа и лингвиста еще не размещали. Исправляем эту досадную оплошность.
Владимир Германович Богораз (урожденный Натан Менделевич Богораз, псевдоним — Тан) родился 15 (27) апреля 1865 г. в городе Овруче Волынской губернии. В раннем возрасте перевезен в Таганрог. Там в гимназии учился одновременно с А. П. Чеховым. В 1880 г., после окончания гимназии, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, откуда перевелся на юридический факультет. Он его не закончил, так как уже в 1882 г. был выслан из Петербурга на родину, а в 1883 г. арестован за принадлежность к партии Народной Воли и просидел год в тюрьме. После освобождения он перешел на нелегальное положение.
В 1885 г. был одним из организаторов екатеринославского съезда Народной Воли и редактором последнего номера журнала «Народная Воля». 9 декабря 1886 г. Владимир Германович был вновь арестован и после трехлетнего заключения в Петропавловской крепости сослан на десять лет в Колымский округ Якутской области, где и пробыл с 1890 по 1898 г. В колымской ссылке В. Г. Богораз стал этнографом и лингвистом, изучив быт и языки местных народностей: ламутов и чукчей, а также северных русских. В особенности обстоятельно он изучил чукчей, среди которых он кочевал около трех лет — 1895-1897 гг. — в связи с сибиряковской экспедицией, организованной Императорской Академией наук в 1894 г.
В 1898 г. Богораз возвратился из ссылки благодаря ходатайству Академии наук и вошел вместе с Туган-Барановским в редакцию легальных марксистских журналов «Начало» и «Жизнь». Одновременно он становится научным сотрудником Музея антропологии и этнографии Академии наук. Вскоре, однако, Владимир Германович был выслан полицией из Санкт-Петербурга и уехал в Америку, где в качестве руководителя Анадырского отдела принял участие в северо-тихоокеанской экспедиции Джузепа, организованной известным антропологом и лингвистом Францом Боасом, силами нью-йоркского Музея естественных наук и петербургской Академии наук. В течение 1900-01 гг. Богораз путешествовал по Камчатке, Анадырскому краю и Чукотке. Во время этой экспедиции, кроме чукчей, он изучал коряков, ительменов (камчадалов) и азиатских эскимосов. По возвращении в 1901 г. в Петербург он вновь был выслан полицией, после чего уехал в Нью-Йорк, где до 1904 г. работал в Музее естественных наук.
С 1900-х гг. Богораз вел большую работу по развитию русско-американской научной связи. Вместе с покойным Л. Штернбергом он являлся одним из основателей русского Союза американистов и неоднократно принимал участие в их международных конгрессах.
Осенью 1904 г. В. Г. Богораз вернулся в Россию и участвовал в организации Крестьянского союза и трудовой группы Государственной Думы. В 1906 г. был одним из организаторов «народно-социалистической партии», сотрудничал в «Родной Земле».
Во время Первой Мировой войны Владимир Германович, несмотря на свой довольно пожилой возраст, пошел добровольцем на фронт в качестве начальника одного из санитарных отрядов Союза городов. В 1918 г. он возобновил свою работу в Музее антропологии и этнографии Академии наук. В 1920 г. он стал «сменовеховцем». С этого времени начинается его активная, преимущественно связанная с этнографией и Советским Севером, научная и общественная работа. С 1921 г. Богораз — профессор этнографии, сначала в Географическом институте, потом, после слияния Географического института с Ленинградским университетом, в последнем. В университете он стоял во главе комиссии по студенческим этнографическим экскурсиям и редактировал сборники этнографических материалов, собранных студентами.
Владимир Германович был одним из инициаторов создания Комитета содействия народностям северных и с момента организации Комитета Севера (1924 г.) состоял его деятельным членом. С 1925 г. — профессор Ленинградского историко-лингвистического института. Большую роль он сыграл также в создании первого специального учебного заведения для народов Севера — Института народов Севера им. П. Г. Смидовича при ЦИК СССР (современный Институт народов Севера при РГПУ им. А.И. Герцена).
С 1930 г. Богораз — действительный член Научно-исследовательской ассоциации ИНС и профессор Северного отделения Педагогического института им. Герцена. В 1932 г. организовал Музей истории религии Академии наук. С того же времени состоял членом редакционной коллегии журнала «Советская этнография». К концу жизни В. Г. Богораз проделал значительную работу по развитию луораветланской (чукотской) письменности, составил алфавит и первые учебные книги и грамматику на этом языке.
Богораз, под псевдонимом Тана, известен и как беллетрист и поэт. Начал писать он еще в колымской ссылке (1896 г.). Изданные к 1899 г. его «Чукотские рассказы» и в 1900 г. «Стихотворения» имели большой успех. В 1912 г. было издано собрание сочинений в 12 томах. Его стихотворения «Красное знамя» (перевод), «Первое мая» и «Кронштадтские матросы» были широко известны и вошли во все революционные песенники. В советское время им написаны два романа «Союз молодых» и «Воскресшее племя».
Владимир Германович Богораз ушел из жизни 10 мая 1936 г. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.
Библиография
Его перу принадлежит ряд работ по этнографии народов Севера. Основными из них являются:
- Ламуты
- Очерк материального быта оленных чукоч
- The Chukchee
- Chukchee Mythologie
- Религиозные идеи первобытного человека по материалам, собранным среди племен Северо-Восточной Азии, преимущественно чукоч
- К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии
- Новые задачи российской этнографии в полярных областях
- Ideas of Space and Time in the Conception of the Primitive Religion
- Древние переселения народов в северной Евразии и в Америке
- Новые данные к вопросу о протоазиатах
- Le mythe de l’Animal Dieu, mourant et ressuscicant
Наряду с этнографическими, необходимо назвать следующие основные работы В. Г. Богораза по языкам Севера:
- Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора
- Материалы по изучению чукотского языка и фольклора
- Областной словарь колымского русского наречия
- The Folklore of North Eastern Asia as compared with North Western America
- Материалы для изучения языка азиатских эскимосов
- The Eskimo of Siberia
- Koryak Texts
- О так называемом языке духов (шаманском) у различных ветвей эскимосского племени
- Chukchee [Essay of a comparative Study of Chukchee Group of Languages]
- Материалы по ламутскому языку
- Луораветланский (чукотский) язык
- Юитский (азиатско-эскимосский) язык
Многотомная монография «Чукчи» является наиболее значительным произведением В. Г. Богораза и написана на основе материалов, собранных им в «Чукотской землице» за годы ссылки и экспедиций. Эта работа создала эпоху в изучении чукотской народности и поставила Богораза в ряды крупнейших этнографов прошлого. С полным правом он заявляет в предисловии одного из изданий, что в изучении чукотской народности он был «пионером, несмотря на предыдущие работы Врангеля, Майделя, Аргентова и некоторых других». Нет другой работы, которая с такой обстоятельностью дала бы картину материального быта, религиозных верований и отчасти социального строя чукчей.
Статья подготовлена по книге «Чукчи», В.Г. Богораз, Издательство Института народов Севера, 1934 г.