Космогенические верования у чукчей и других народов Севера. Часть 1 из 2

По космогеническим представлениям чукчей существует несколько миров, расположенных один над другим, так что земля одного является небом другого, находящегося ниже. Количество миров — пять, семь или девять. Эти миры расположены в равном количестве над и под землей, каждому верхнему соответствует симметричный нижний. В некоторых сказках наряду с землей существует четыре огромных мира. Ближайший из них населяют kelet, следующий — люди. В верхнем и нижних мирах одинаковое количество зверей на земле, птиц в воздухе, рыб в море и вся сумма жизни такая же, как на нашей земле.

По другим рассказам, нижний мир населен теми, которые умерли дважды и, следовательно, уже не могут вернуться на землю. Некоторые из этих миров имеют по несколько солнц, количество которых колеблется от двух до восьми. В то время, как у нас зима, в соседнем мире лето и наоборот. По верованиям коряков, у духов, населяющих нижний мир, бывает день тогда, когда у нас ночь. Также Ульчи Амурского края верят, что в стране мертвецов стоит зима в то время, когда у нас лето, и день, когда у нас ночь. Обитатели страны мертвых имеют изобилие дичи в то время, когда у нас на земле неулов и наоборот.

Соседние миры не слишком удалены друг от друга. В одной сказке шаман, выброшенный соперником, пролетает сразу сквозь два мира. Первый он пробивает головой, второй ногами, потом попадает в третий мир, на движущуюся твердь облаков. В другой сказке старая колдунья лишает разума молодого человека и выбрасывает его сначала из полога, затем из внешнего шатра. То и другое — два мира.

Однако есть сказка, в которой шаман, поднимаясь на небо, странствует в течение нескольких лет, затем встречает седого шамана, который рассказывает ему, что он спускается на землю: он начал спуск, когда был еще молодой, и вот теперь они встретились посередине.

Все эти миры пронизаны общим проходом, находящимся под Полярной звездой. Шаманы и духи, пробираясь из одного мира в другой, проникают через этот проход. Герои многих сказок пролетают через него на орле или с помощью громовой птицы. Другой способ достигнуть верхнего мира — идти пешком по направлению к рассвету, и после долгого и трудного подъема путь этот приведет на небо. Герой одной из сказок употребляет иголку и нитку для того, чтобы проникнуть в верхний мир. Он кидает иголку вверх как метательное копье, она втыкается в небо, затем он взбирается по нитке как по канату. Можно проникнуть в верхний мир также по радуге или по солнечному лучу. Мертвецы поднимаются туда вместе с дымом, как уже упоминалось в статье «Царство мертвых у чукчей».

Облака — тоже своего рода воздушная земля, на которой можно отдыхать, поднимаясь в небо. Во многих сказках странники, совершающие путь в верхний мир, останавливаются ночевать на облачной земле, раскидывают там свои палатки, а наутро отправляются дальше. Многие сказки говорят о том, что облачная земля населена Верхним народом — так представление о верхнем небесном мире сливается с представлением об облачной земле.

По материалам «Чукчи и религия» (авторизованный перевод с английского), Богораз В.Г., 1939 г.

Окончание:

рамки и виньетки.

Другие публикации раздела: