Сибирская каторга. Остров Сахалин. Часть 1

Золотые промыслы прозывают в Сибири «вольной каторгой». Но что же такое настоящая каторга? В Сибирь ссылается нынче ежегодно до девятнадцати тысяч человек. Из них две тысячи идет в каторгу и отбывает ее в Восточной Сибири: одни в Иркутской губернии, другие в Забайкальской области, а добрая половина всех отбывает каторгу на острове Сахалин. Наименьший срок каторги — 4 года, а от наибольшего освобождает только смерть.

Первые годы отбываются в каторжных тюрьмах, а потом, по усмотрению начальства, каторжным разрешается жить на воле, обзаводиться домом на острожной земле, даже жениться. Но от урочных каторжных работ в эту пору еще не увольняют, разве на время, для домашнего устройства. Бессрочных каторжников увольняют от жилья в остроге лет через десять; краткосрочных — года через два.

По отбытии же своего срока каторжник освобождается от острожных работ. Он уже не каторжник, а ссыльнопоселенец. Ему назначается место для постоянного житья, и только через десять лет после этого разрешается селиться где угодно в Сибири; он может поселиться в городе или приписаться к сельскому обществу с его согласия. Только на родину не может он уже вернуться никогда.

В чем же состоят работы каторжников? В Иркутской каторжной тюрьме их заставляют делать кирпичи и молоть для себя хлеб на ручных жерновах; часть каторжников занимается сапожным и столярным ремеслом. В Забайкальской области каторжники копают золото и серебро в государевых рудниках.

На каторге работой особенно не донимают. Тягота каторги не в самой работе, а в ее подневольности да в осторожном житье. Работы даже иногда не хватает на всех. Иногда по недостатку казенных работ иркутских каторжников, уволенных от острога, отдают на частные заводы — соляные, железоделательные, винокуренные, а иных на частные золотые прииски в Якутскую область.

Но и на острожных каторжников не всегда хватает дела. В 1881 году в иркутской тюрьме из 1400 человек едва только 500 были заняты кирпичом, молотьбой и ремеслами. Стали поэтому придумывать новые работы для каторги. Остров Сахалин богат залежами каменного угля; климат и земля казались удобными для земледелия; бежать с острова труднее. Вот и стали отправлять часть каторжников на этот остров, чтобы они занимались там добычей угля и хлебопашеством.

В 1875 году Сахалин был выменян у японцев на Курильские острова. С тех пор и начали привозить сюда каторжных. Их везут морем из города Одессы, на пароходах большими партиями, человек по 500. Морем сюда 3 месяца пути. Теперь каторжников на острове более шести тысяч.

Статья из газеты «Страна», 1883 г.

Статья из газеты «Страна», 1883 г. По клику откроется в полном размере

В чем же состоят каторжные работы на Сахалине? На самом деле только часть каторжников занимается копанием угля и хлебопашеством. Работы остальных очень разнообразны: руками каторжных возведены почти все тамошние постройки, начиная с тюрем и кончая церквами. Они же корчуют леса и проводят дороги, копают канавы для осушки обильных там болот, грузят пароходы каменным углем.

Первоначальным местом сахалинской каторги был порт Дуэ. Здесь были непроходимые трясины и первобытные леса, загроможденные буреломом. Теперь руками каторжных воздвигся городок версты на две квадратных, проложены дороги, зеленеют луга, ржаные поля и огороды. Немало каторжного труда идет и на тюрьмы. В них каждый день работают кашевары, хлебопеки, портные, сапожники, скотники, дровотаски.

Мост через реку Тыми при поселении Рыковском

Мост через реку Тыми при поселении Рыковском. По клику откроется в полном размере

Труднее всех плотникам на строительных работах. Каждое бревно каторжный должен притащить из леса иногда за несколько верст. Некоторые каторжные отбывают каторгу сельским хозяйством. Одни посажены хозяевами, другие к ним работниками. Их житье не отличается от поселенческого житья на том же Сахалине.

Местами на Сахалине тюремное начальство разрешает каторжникам селиться наруже острога до положенного срока, иногда с первого же года; беглых от этого больше не стало. Наруже острога живут все женщины, а из мужчин — семейные и также те, кто считается хорошим мастером или писарем, или чертежником и прочие такие. Мастеровые, например сапожники, столяры, часто и отбывают свой каторжный срок у себя на квартире, другие же только ночуют на квартирах, а на раскомандировки и работы должны сходиться каждый день со своими острожными товарищами.

Жилище каторжанина

Жилище каторжанина. По клику откроется в полном размере

В Дуэ около пятидесяти каторжников хозяев, но у них только огороды — ни сенокосов, ни пашни нет. Вот описание каторжной квартиры в Дуэ:
«Изба чаще всего в одну комнату. В ней вы застаете семью каторжного, с нею солдатскую семью, двух-трех каторжных жильцов или гостей; тут же подростки; две-три колыбели по углам; тут же куры, собаки, а на улице у избы — мусор и лужи от помоев. Вечером с работы возвращается муж каторжный. Он хочет есть и спать, а жена начинает плакать и причитывать: «Погубил ты нас, проклятый! Пропала моя головушка, пропали дети!» — «Ну, завыла!», проворчит на печке солдат. Но вот все заснули, дети переплакали и тоже угомонились давно. А баба все не спит, думает и слушает, как ревет море. Теперь уж ее мучит тоска, жалко мужа, обидно на себя, что не удержалась и попрекнула. А на другой день опять та же история…»

На Сахалин немало идет женщин добровольно за мужьями. Одни идут из любви и жалости, другие — от стыда, от попреков. Самые тяжкие преступники на Сахалине содержатся в острожных карцерах, отдельно от прочих арестантов. По рассказу одного посетителя Дуйской тюрьмы, «на вид это самые обыкновенные люди и преступления большей части из них не умнее и не хитрее их лиц. Обыкновенно присылают за убийство в драке на 5 или на 10 лет, потом бегут; их ловят — они опять бегут — и так пока не попадут в бессрочные и неисправимые. Только один старик лет 60-65 произвел на меня впечатление настоящего злодея. По рассказам арестантов, он убил на своем веку 60 человек. У него будто бы такая манера: он высматривает арестантов-новичков, которые побогаче и сманивает их бежать; потом в тайге убивает и грабит, а чтобы скрыть следы, режет трупы на части бросает их в реку».

По материалам: «Рассказы о Восточной Сибири…», Ф. В. Девель, 1896 г.

Продолжение:

Что почитать:

Электронная книга «Каторга», Валентин Пикуль

Электронная книга «Каторга» В. Пикуль

Другие публикации раздела:

Добавить комментарий