Первые путешествия иностранных мореплавателей к Новой Земле: кратко о других исследователях XVII века

Несмотря на предшествовавшие неудачи, разрешение проблемы северо-восточного прохода в Китай продолжало интересовать смелых мореплавателей всех наций, и попытки в этом направлении продолжались еще долгое время. Но они имели меньшее значение, чем предыдущие, и поэтому мы скажем о них кратко.

В 1608-09 годах знаменитый английский полярный мореплаватель Генри Гудсон два раза ходил к Новой Земле, но неудачно. Причем в 1609 году он пошел отсюда в Америку и зимовал там во льдах. Весной взбунтовавшаяся команда посадила его на шлюпку вместе с сыном и семью членами экипажа. Они пропали без вести.

В 1618 году голландский моряк Ян Корнелисон Фан-Гор пытался обогнуть Новую Землю с севера, но, вынужденный к тому льдами, повернул обратно.

В 1625 году голландский же капитан Корнелий Босман проходил Югарским Шаром в Карское море, но, встретив лед и получив повреждение судна, невольно должен был вернуться обратно.

В 1653 году датская северная торговая компания в Копенгагене решила предпринять путешествие в Норвегию и другие северные страны с коммерческой целью. Она снарядила три корабля. Экспедиция вышла в море в феврале и, посетив последовательно берега Норвегии, Лапландии и Северной России до Новой Земли (южной ее части), на обратном пути совершила путь до Гренландии и Исландии. В октябре того же года вернулась в Копенгаген.

Обложка книги Путешествие в северные страны, Пьер Мартин де Ламартиньер

Обложка книги Путешествие в северные страны, Пьер Мартин де Ламартиньер

На одном из судов экспедиции находился в звании лекаря некий француз Пьер Мартин де Ламартиньер, который по возвращении из плавания написал отчет об экспедиции «Путешествие в северные страны», где описал все виденное и слышанное им. Первое время его книга пользовалась большим успехом, но впоследствии ее начали считать не заслуживающей ни малейшего доверия благодаря массе помещенных в ней различных как бы сказочных описаний, на самом деле существовавших и ныне частью еще существующих обычаев, поверий, жизни и быта северных норвежцев, лопарей и русских, описаний виденных им мест, физических явлений и собственно плавания. Правда, к тому, что описал Ламартиньер, кое что было прибавлено и действительно уже вымышленное в последующих изданиях его книги, уже после смерти автора. Новейшие же исторические исследования наоборот устанавливают его полную добросовестность, а равно и чрезвычайный интерес и важность описаний глухих углов нашего севера.

Что касается англичан, то последней попыткой их в этом направлении было плавание капитанов Джона Вуда и Вильяма Флауса в 1676 году. Они вышли из Темзы 28 мая на двух судах — Вуд на «Спидвел» и Флаус на «Просперос». Встретив 22 июня лед в широте 76 гр. и долготе 39 1/2 гр., они шли четыре дня вдоль его кромки сначала на восток, а потом на юго-восток, и 36 числа, в широте 74 гр. 40 мин. увидели Новую Землю. Подойти к берегу близко помешал лед. В ожидании изменений оба судна лавировали, скоро потеряв при этом друг друга из вида.

29 июня, приближаясь к берегу, Вуд потерпел на рифе крушение, потеряв двух человек и спасшись с остальной командой на берег. Положение их было критическое. Не было провизии, и была всего лишь одна шлюпка небольшого размера. Корабля Флауса не было видно, а наступившая туманная погода лишала их всякой надежды, что их могут заметить с моря. В мучительной неизвестности они провели десять дней, когда 8 июля Флаус, заметив их сигнал о бедствии, принял на свой корабль и благополучно вернулся в Англию 22 августа.

После этой неудачи Вуд, бывший ранее ярым сторонником северо-восточного пути, теперь стал его противником в большей степени. Безуспешным плаванием Вуда и Флауса заканчиваются попытки отыскать северо-восточный путь в Китай и Индию. В приведенном перечне опущены плавания к Новой Земле голландских зверобоев, как, например, Фламинга, Скобергера и других, хотя необходимо заметить при этом, что в одно из посещений Фламингом Новой Земли им был открыт Маточкин Шар, до тех пор неизвестный голландцам. Также отметим, что известно об еще одной экспедиции для открытия северо-восточного пути, которая была снабжена письмами на еврейском языке на случай отыскания одного из десяти колен Израиля.

Все-таки самым важным и замечательным по своим результатам являются экспедиции знаменитого Баренца. Он больше всех других дал сведения о ней и первый, более или менее верно, положил ее на карту.

По материалам «Первые русские исследователи Новой Земли», 1922 г., составитель П. И. Башмаков

Атлас Новой Земли 1664 года

Атлас Новой Земли 1664 года

Исследования Новой Земли - карта

Исследования Новой Земли — карта

Другие публикации раздела:

Добавить комментарий