Первые путешествия иностранных мореплавателей к Новой Земле: экспедиция Уиллоуби-Ченслера

Мы уже рассмотрели исторические сведения о Новой Земле в предыдущих статьях. Этой же статьей мы открываем краткий обзор исследований иностранных путешественников в 16-17 веках.

Великие морские открытия конца XV столетия испанских и португальских моряков (прим. а также баснословные прибыли) возбудили интерес и соревнование в передовых морских нациях того времени Англии и Голландии, стремившихся открыть новый путь в Китай и Индию через Северный Ледовитый океан. Сначала они пытались сделать это на северо-западе Америки, но безуспешно, после чего обратились на северо-восток Европы.

Поиск северных проходов к богатейшим Китаю и Индии был связан в основном с тем, что путь к ним морским путем через Африку контролировался испанскими и португальскими кораблями и войсками. Проход через Южную Америку (Магелланов пролив) и Тихий океан также был неизвестен англичанам и голландцам — у них отсутствовали надежные морские карты и, что самое главное, маршрутные указания до конца 16 века. Вообще, сам процесс определения положения в море был сложнейшим и неточным. Например, процесс поиска средств верного определения географической долготы неплохо описан в книге «Остров накануне» Умберто Эко.

Себастьян Кабот

Себастьян Кабот

Основанное в Лондоне английскими купцами «Общество купцов искателей приключений для открытия неведомых земель, островов и держав» под председательством отца полярных исследователей, престарелого Себастьяна Кабота, возведенного за свои заслуги в звание Великого Штурмана Англии, имевшее целью открытие новых морских путей, снарядило для отыскания северо-восточного пути в Китай три корабля: «Добрая Надежда» в 120 тонн, «Эдуард Удалец» в 160 тонн и «Добрая Доверенность» в 90 тонн. Начальником эскадры и командиром первого корабля был сэр Хью Уиллоуби, вторым командовал капитан Ричард Ченслер и третьим — штурман Корвиль Дурфорт.

1553 года 20 мая эскадра вышла в море из Рэдклифа. У острова Сейнама, одного из группы Лофонтенских островов, во время шторма, суда разлучились. Уиллоуби на «Доброй Надежде» с «Доброй доверенностью», следуя к северу, обогнул мыс, названный им Нордкап, и, плывя далее на восток, 14 августа под широтой 72 гр. увидел берег. Это была Гусиная Земля, названная впоследствии Землей Уиллоуби, но название не удержавшееся и вскоре вышедшее из употребления. Уиллоуби не мог подойти близко к берегу из-за льдов и не обследовав своего открытия пошел от Новой Земли к Мурманскому берегу, и 18 сентября вошел в устье речки Варсиной, около острова Нокуева.

Сэр Хью Уиллоуби

Сэр Хью Уиллоуби

Здесь застигла его суровая зима, во время которой он и команда, числом 70 человек, погибли от холода и голода. На следующий год русские промышленники случайно нашли здесь два английских корабля с трупами замерзших людей. Уиллоуби лежал в каюте, с журналом в руках, который, по видимому, он писал, пока не лишился чувств. Из журнала видно, что в январе Уиллоуби был еще жив.

Ченслер же на корабле «Эдуард Удалец», разлученный с эскадрой штормом, направился, вероятно, вдоль берега к востоку и, войдя в Белое море, достиг устья р. С. Двина у Никольского монастыря. Этим плаванием было положено начало морским сношениям между Россией и Англией. Переводя на русскую историческую хронологию, это произошло в начале правления Иоанна Грозного. Далее мы рассмотрим экспедиции Бурро и Брюнеля

По материалам «Первые русские исследователи Новой Земли», 1922 г., составитель П. И. Башмаков

Исследования Новой Земли — карта

Исследования Новой Земли — карта

Другие публикации раздела: