«Домовые» у чукчей

«Домашние духи» — духи полога или шатра — более или менее независимы от настоящих обитателей шатра. Они переживают многие людские поколения, но когда самое жилище разрушится, они погибают вместе с ним. Когда жилище покинуто людьми и остается на произвол судьбы, что при известных обстоятельствах случается у оленных чукчей, «домашние духи» превращаются в весьма зловредных «духов земли». По мнению чукчей, все, что когда-либо имело связь с людьми, а затем эту связь утратило, становится злым и пагубным.

«Домашние духи» носят имена, которые происходят от корней, означающих отсутствие движения. Обычно они живут супружескими парами, у них рождаются дети, которые подвержены болезням и смерти так же, как люди. Например, шаман в Анадырском районе рассказывал мне, что «дух» его дома носил имя Olvaьrgьn – «Неподвижный», а его жена Vetca-naut – «Стоящая женщина». Оба они были молоды. Три года тому назад они имели сына, которого шаман сам убил следующим образом. Однажды ночью он услышал звук шагов в наружном шатре. Вообразив, что это kelet, он приподнял спальный полог и выплеснул из ночного сосуда немного мочи — верное средство прогнать kelet. Тотчас же он услышал слабый детский стон и понял, что с его «домашними духами» что-то неладно. Наутро его собственный маленький ребенок, который хворал уже несколько дней, внезапно умер. Так и он и его «домашний дух» оба стали бездетными.

«Домашний дух», желая покрыть свои потери, может прибегнуть к способу, широко употребляемому у чукчей: к заключению договора сменного брака с другим духом. Жены «домашних духов», помимо того, имеют тайных любовников среди духов, блуждающих повсюду. Другой человек из Колымского района называл своего «домашнего духа» Недвигающийся человек и его жену Недвигающаяся женщина.

Домашние духи живут в темном углу в глубине шатра. Ночью они вылезают и садятся по углам спального полога. Они получают долю из всех приношений. Эту долю хозяева кладут на земле возле полога.

По материалам «Чукчи и религия» (авторизованный перевод с английского), Богораз В.Г., 1939 г.

Другие публикации раздела:

Добавить комментарий