Владимир Германович Богораз (Тан). Биография и библиография

На сайте уже опубликовано много статей, основанных на работах Владимира Германовича Богораза. Но информацию о жизненном пути этого выдающегося этнографа и лингвиста еще не размещали. Исправляем эту досадную оплошность.

Владимир Германович Богораз-Тан

Владимир Германович Богораз-Тан

Владимир Германович Богораз (урожденный Натан Менделевич Богораз, псевдоним — Тан) родился 15 (27) апреля 1865 г. в городе Овруче Волынской губернии. В раннем возрасте перевезен в Таганрог. Там в гимназии учился одновременно с А. П. Чеховым. В 1880 г., после окончания гимназии, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, откуда перевелся на юридический факультет. Он его не закончил, так как уже в 1882 г. был выслан из Петербурга на родину, а в 1883 г. арестован за принадлежность к партии Народной Воли и просидел год в тюрьме. После освобождения он перешел на нелегальное положение.

В 1885 г. был одним из организаторов екатеринославского съезда Народной Воли и редактором последнего номера журнала «Народная Воля». 9 декабря 1886 г. Владимир Германович был вновь арестован и после трехлетнего заключения в Петропавловской крепости сослан на десять лет в Колымский округ Якутской области, где и пробыл с 1890 по 1898 г. В колымской ссылке В. Г. Богораз стал этнографом и лингвистом, изучив быт и языки местных народностей: ламутов и чукчей, а также северных русских. В особенности обстоятельно он изучил чукчей, среди которых он кочевал около трех лет — 1895-1897 гг. — в связи с сибиряковской экспедицией, организованной Императорской Академией наук в 1894 г.

В 1898 г. Богораз возвратился из ссылки благодаря ходатайству Академии наук и вошел вместе с Туган-Барановским в редакцию легальных марксистских журналов «Начало» и «Жизнь». Одновременно он становится научным сотрудником Музея антропологии и этнографии Академии наук. Вскоре, однако, Владимир Германович был выслан полицией из Санкт-Петербурга и уехал в Америку, где в качестве руководителя Анадырского отдела принял участие в северо-тихоокеанской экспедиции Джузепа, организованной известным антропологом и лингвистом Францом Боасом, силами нью-йоркского Музея естественных наук и петербургской Академии наук. В течение 1900-01 гг. Богораз путешествовал по Камчатке, Анадырскому краю и Чукотке. Во время этой экспедиции, кроме чукчей, он изучал коряков, ительменов (камчадалов) и азиатских эскимосов. По возвращении в 1901 г. в Петербург он вновь был выслан полицией, после чего уехал в Нью-Йорк, где до 1904 г. работал в Музее естественных наук.

С 1900-х гг. Богораз вел большую работу по развитию русско-американской научной связи. Вместе с покойным Л. Штернбергом он являлся одним из основателей русского Союза американистов и неоднократно принимал участие в их международных конгрессах.

Осенью 1904 г. В. Г. Богораз вернулся в Россию и участвовал в организации Крестьянского союза и трудовой группы Государственной Думы. В 1906 г. был одним из организаторов «народно-социалистической партии», сотрудничал в «Родной Земле».

Во время Первой Мировой войны Владимир Германович, несмотря на свой довольно пожилой возраст, пошел добровольцем на фронт в качестве начальника одного из санитарных отрядов Союза городов. В 1918 г. он возобновил свою работу в Музее антропологии и этнографии Академии наук. В 1920 г. он стал «сменовеховцем». С этого времени начинается его активная, преимущественно связанная с этнографией и Советским Севером, научная и общественная работа. С 1921 г. Богораз — профессор этнографии, сначала в Географическом институте, потом, после слияния Географического института с Ленинградским университетом, в последнем. В университете он стоял во главе комиссии по студенческим этнографическим экскурсиям и редактировал сборники этнографических материалов, собранных студентами.

Владимир Германович был одним из инициаторов создания Комитета содействия народностям северных и с момента организации Комитета Севера (1924 г.) состоял его деятельным членом. С 1925 г. — профессор Ленинградского историко-лингвистического института. Большую роль он сыграл также в создании первого специального учебного заведения для народов Севера — Института народов Севера им. П. Г. Смидовича при ЦИК СССР (современный Институт народов Севера при РГПУ им. А.И. Герцена).

С 1930 г. Богораз — действительный член Научно-исследовательской ассоциации ИНС и профессор Северного отделения Педагогического института им. Герцена. В 1932 г. организовал Музей истории религии Академии наук. С того же времени состоял членом редакционной коллегии журнала «Советская этнография». К концу жизни В. Г. Богораз проделал значительную работу по развитию луораветланской (чукотской) письменности, составил алфавит и первые учебные книги и грамматику на этом языке.

Богораз, под псевдонимом Тана, известен и как беллетрист и поэт. Начал писать он еще в колымской ссылке (1896 г.). Изданные к 1899 г. его «Чукотские рассказы» и в 1900 г. «Стихотворения» имели большой успех. В 1912 г. было издано собрание сочинений в 12 томах. Его стихотворения «Красное знамя» (перевод), «Первое мая» и «Кронштадтские матросы» были широко известны и вошли во все революционные песенники. В советское время им написаны два романа «Союз молодых» и «Воскресшее племя».

Владимир Германович Богораз ушел из жизни 10 мая 1936 г. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

Могила писателя на Литераторских мостках

Могила писателя на Литераторских мостках

Библиография

Его перу принадлежит ряд работ по этнографии народов Севера. Основными из них являются:

  1. Ламуты
  2. Очерк материального быта оленных чукоч
  3. The Chukchee
  4. Chukchee Mythologie
  5. Религиозные идеи первобытного человека по материалам, собранным среди племен Северо-Восточной Азии, преимущественно чукоч
  6. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии
  7. Новые задачи российской этнографии в полярных областях
  8. Ideas of Space and Time in the Conception of the Primitive Religion
  9. Древние переселения народов в северной Евразии и в Америке
  10. Новые данные к вопросу о протоазиатах
  11. Le mythe de l’Animal Dieu, mourant et ressuscicant

Наряду с этнографическими, необходимо назвать следующие основные работы В. Г. Богораза по языкам Севера:

  1. Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора
  2. Материалы по изучению чукотского языка и фольклора
  3. Областной словарь колымского русского наречия
  4. The Folklore of North Eastern Asia as compared with North Western America
  5. Материалы для изучения языка азиатских эскимосов
  6. The Eskimo of Siberia
  7. Koryak Texts
  8. О так называемом языке духов (шаманском) у различных ветвей эскимосского племени
  9. Chukchee [Essay of a comparative Study of Chukchee Group of Languages]
  10. Материалы по ламутскому языку
  11. Луораветланский (чукотский) язык
  12. Юитский (азиатско-эскимосский) язык

Фрагмент обложки «Чукчи»

Многотомная монография «Чукчи» является наиболее значительным произведением В. Г. Богораза и написана на основе материалов, собранных им в «Чукотской землице» за годы ссылки и экспедиций. Эта работа создала эпоху в изучении чукотской народности и поставила Богораза в ряды крупнейших этнографов прошлого. С полным правом он заявляет в предисловии одного из изданий, что в изучении чукотской народности он был «пионером, несмотря на предыдущие работы Врангеля, Майделя, Аргентова и некоторых других». Нет другой работы, которая с такой обстоятельностью дала бы картину материального быта, религиозных верований и отчасти социального строя чукчей.

Статья подготовлена по книге «Чукчи», В.Г. Богораз, Издательство Института народов Севера, 1934 г.

Другие публикации раздела:

Добавить комментарий